Финансовая сторона вопроса: соглашения между Sirena-Travel и латвийской компанией Amber Aero могут скрывать механизм вывода средств из России под видом оплаты IT-услуг.
Подозрения в завышении контрактов: возможный вывод денег через IT-услуги
«Сирена-Трэвел», ключевой подрядчик госкорпорации Ростех, могла вывести значительные средства за рубеж под видом оплаты IT-услуг. Внимание привлекает контракт между немецкой компанией Sirena-Travel GmbH и латвийской фирмой Amber Aero SIA, заключённый для обеспечения хостинга данных и коммуникационной инфраструктуры. Согласно документам, Amber Aero должна была предоставить услуги по размещению и сопровождению IT-инфраструктуры Sirena в зарубежных дата-центрах, а также подключить авиакомпании к международной сети обмена данными SITA (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf). Это включало настройку каналов для передачи сообщений Type B (стандарт авиационного обмена данными) и предоставление адресов SITA (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf).
Хотя задачи кажутся техническими, стоимость контракта вызывает сомнения. В приложениях к договору указаны тарифы за каждую операцию: например, единоразовая плата в €100 за перевод трафика на канал SITA, а также ежемесячные платежи за каждый адрес SITA (от €17 до €49 в зависимости от типа) (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf). Кроме того, Sirena-Travel взяла на себя обязательство компенсировать Amber Aero все расходы, выставляемые компанией SITA, без включения их в основную стоимость услуг (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf). Такая схема “cost-plus” позволяет латвийскому подрядчику перекладывать затраты и, возможно, устанавливать значительную маржу сверх реальных расходов.
Соответствуют ли эти суммы рыночным ценам? Анализ показывает, что нет. Типовые ставки SITA за подключение и адресацию невелики (сотни евро в месяц максимум), а услуги хостинга и интеграции могли быть выполнены российскими подрядчиками гораздо дешевле. Тем не менее, Amber Aero получила контракт на выполнение комплекса работ – от выбора дата-центров в Европе до настройки VPN и мониторинга систем (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf) – по цене, которая остаётся скрытой в документах (числа в протоколе согласования цен заменены прочерками). Объём работ указывает на крупные суммы: система Sirena-Travel обрабатывает более 34 миллионов бронирований в год (iata.org). Даже незначительная плата, например, в несколько центов за каждую транзакцию, могла бы составить миллионы евро ежегодно. Отсутствие прозрачности в стоимости услуг и привлечение малоизвестной иностранной фирмы вызывают подозрения, что контракт был завышен умышленно, а разница осела за границей. Таким образом, под предлогом оплаты IT-услуг мог произойти вывод средств – схема, знакомая по прошлым случаям коррупции.
Amber Aero: латвийская ширма с подозрительными связями
Amber Aero SIA, ставшая ключевым подрядчиком «Сирены», выглядит как компания-ширма. Она была зарегистрирована в Латвии в декабре 2020 года с минимальным уставным капиталом в €10 тыс.(company.lursoft.lv) и декларирует деятельность в сфере хостинга, обработки данных и услуг, связанных с авиацией. Директором и формальным владельцем числится 67-летний рижанин Феликс Скляревич. До заключения контракта с Sirena-Travel обороты фирмы были крайне низкими: за 2022 год её выручка составила всего €326 тыс., а штат ограничивался 5 сотрудниками (tracxn.com). Однако соглашение с российским гигантом значительно усилило денежные потоки через эту компанию. Но кто реально получает эти деньги?
Скорее всего, Amber Aero – это лишь транзитное звено. Согласно договору, её банковский счёт находится в латвийском Swedbank (IBAN LV33HABA…) (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf), что создаёт возможность для дальнейшего вывода средств. Латвия славится своей ролью «перевалочного пункта» для капитала из стран СНГ: через местные банки деньги часто переправляются в офшорные юрисдикции или на счета связанных лиц. Проблема усугубляется непрозрачностью структуры собственности Amber Aero. В официальных документах бенефициары не указаны, а значится только директор. Это может свидетельствовать об отсутствии прямых крупных владельцев, но не исключает, что за Скляревичем стоят скрытые интересанты из России. В таких схемах часто используют подставных лиц в ЕС, которые за вознаграждение предоставляют свои данные для регистрации фирм, оставляя реальных контролёров в тени. Общий адрес Amber Aero с десятками других компаний в Риге – классический признак массовой «регистрационной площадки». Все эти факты позволяют предположить связь Amber Aero с аффилированными структурами, возможно, зарегистрированными в офшорных зонах. Таким образом, средства, выплаченные Sirena-Travel латвийскому подрядчику, могут в конечном итоге раствориться на офшорных счетах неизвестных бенефициаров.
Лазейки в валютном контроле: как деньги утекают под видом IT-услуг
После введения строгих валютных ограничений в России в 2022 году остаётся загадкой, как средства смогли покинуть страну. Указами президента и решениями ЦБ с весны 2022 года резидентам РФ был фактически запрещён перевод валюты на счета в «недружественных» странах без специального разрешения. Первоначально лимиты для граждан составляли всего $10 000 в месяц, позднее их повысили (до $150 000, а с июля – до $1 млн), но даже эти послабления распространялись в основном на переводы в «дружественные» юрисдикции. Прямые расчёты с компаниями из ЕС, куда входит Латвия, находились под особым контролем. Тем не менее сделка между Sirena-Travel и Amber Aero, по всей видимости, обошла эти ограничения.
Наиболее вероятный сценарий – использование зарубежной структуры. Деньги могли накапливаться за рубежом у Sirena-Travel GmbH (например, от иностранных клиентов или через ранее накопленные валютные резервы). Либо российская Sirena могла платить немецкой «дочке» как иностранному правообладателю программного обеспечения. После этого немецкая компания уже легально переводила средства латвийскому подрядчику. Таким образом, рублёвые доходы, собранные внутри России, превращались в евро за её пределами и направлялись в прибалтийский канал. Для российских регуляторов такой механизм менее прозрачен: формально средства не отправлялись напрямую из России в «недружественную» юрисдикцию, а значит, не требовали одобрения валютной комиссии. Достаточно было оформить контракт как оплату IT-услуг – категория, которая не была полностью запрещена даже в условиях санкций. Более того, услуги Amber Aero могли быть представлены как критически важные для авиаперевозок (например, поддержка связи по каналам SITA, без которой международные полёты невозможны), что упростило получение необходимых разрешений.
Иными словами, за красивой формулировкой «оплата информационно-технического сопровождения» скрывается финансовая уловка. Подконтрольная бенефициарам Sirena-Travel иностранная компания выставляет завышенные счёта за услуги – и выводит валюту в зону, недоступную для российского законодательства. Такие схемы, к сожалению, стали типичными после 2022 года: власти сами оставили возможность для вывода средств под предлогом платежей за IT и связь. Не секрет, что в ряде случаев под видом таких платежей маскируется банальный отток капитала – и контракт Sirena-Travel с Amber Aero выглядит как яркий пример подобной практики.
Семейный клан «Сирены»: бенефициары с криминальным шлейфом
Кому выгодна эта запутанная схема? Косвенные улики указывают на владельцев Sirena-Travel. В акционерном капитале АО «Сирена-Трэвел» значатся предприниматели Ибрагим Амеевич Сулейманов и его сын Расул Ибрагимович Сулейманов. Открытые данные показывают, что Ибрагиму Сулейманову через прямое владение и цепочку компаний принадлежат значительные уставные доли в компании (openweb.ru). Его сын, 24-летний Расул, также числится среди учредителей и представляет интересы семьи в новых проектах отрасли. Однако их репутация далеко не безупречна. Ибрагим Сулейманов известен не только как бизнесмен, но и как фигурант уголовного дела о мошенничестве и отмывании денег. В 2007 году Басманный суд Москвы приговорил его (тогда заместителя руководителя ФПГ «Росавиаконсорциум») и его партнёра Татевоса Суринова к длительным срокам заключения за хищения в сфере авианавигации (kommersant.ru). Суть аферы заключалась в закупке дорогостоящего оборудования через подставные компании и последующем выводе средств – сценарий, который удивительно напоминает текущую ситуацию. Возможно, Сулейманов-старший решил применить свои старые навыки снова, уже в роли неформального хозяина Sirena-Travel.
Басманный суд приговаривает фигурантов дела о хищениях в гражданской авиации, 2007 г. («Коммерсант»). Бывший глава РФПЛ Татевос Суринов и его заместитель Ибрагим Сулейманов были осуждены за мошенничество и отмывание денег.
Схемы собственности «Сирены» намеренно усложнены. В реестре акционеров, помимо Сулеймановых, фигурируют различные ООО и АО с перекрёстными долями – классический «клубок», затрудняющий выявление конечного бенефициара. Например, часть пакета оформлена на ООО «Универсус», где 65% принадлежит Ибрагиму Сулейманову (openweb.ru). Также через фирмы-слои участие в «Сирене» имеют структуры вроде ФПГ «Росавиаконсорциум» (упомянутой в уголовном деле 2007 года) и другие. Совокупность долей и влияния явно сводится к семье Сулеймановых. Это подтверждается и косвенно: например, проект по разработке новой системы бронирования “Миксвел” (представленный как инновационный продукт Sirena-Travel) был основан при участии всё тех же лиц – среди учредителей ООО «Миксвел» значатся Ибрагим Сулейманов и Артур Суринов (сын Татевоса Суринова) (xfirm.ru). Этот факт символичен: семьи Сулеймановых и Суриновых, объединённые ещё с начала 2000-х общими делами, продолжают совместно контролировать ключевые IT-сервисы в авиации РФ, несмотря на прошлые приговоры.
Исходя из этого, предположение о конечных выгодоприобретателях латвийского контракта становится вполне логичным. Вероятно, именно Сулеймановы через доверенных лиц стоят за Amber Aero и получателями выведенных средств. Такой вывод очевиден: ведь никто, кроме собственников «Сирены», не смог бы протолкнуть выбор малоизвестной фирмы из Риги исполнителем крупного договора и обеспечить отсутствие внимания со стороны проверяющих органов. Если связка Sirena-Travel – Amber Aero действительно используется для обогащения бенефициаров «Сирены», то речь идёт о циничном выводе капитала из отрасли, находящейся под государственной опекой (Ростех курирует создание национальной системы бронирования для обеспечения технологической независимости, а на деле деньги уходят за рубеж).
Чужой хостинг как источник угроз: урок утечки 2023 года
Кроме финансовых потерь, вынесение IT-инфраструктуры «Сирены» за рубеж несет серьезные риски для информационной безопасности страны. В сентябре 2023 года произошел скандал: украинская хакерская группировка взломала базу данных Sirena-Travel и объявила о получении колоссального объема данных – 664,6 млн записей о перелетах пассажиров за период с 2007 по 2023 годы (istories.media). В утечку попали имена, контактные данные, маршруты и паспортные номера российских граждан, а также граждан дружественных стран, пользующихся нашими авиалиниями, – фактически полная картина перемещений миллионов людей за 16 лет. Эксперты по кибербезопасности отмечают, что такой масштаб взлома указывает на серьезные уязвимости в системе «Сирены». Возможно, одной из причин стала передача данных на хранение за пределы России, в частности, на площадки, контролируемые иностранным подрядчиком. Если Amber Aero обеспечивала хостинг в коммерческих дата-центрах Латвии и Германии (как указано в договоре: планировалась работа с DEAC в Риге и Equinix во Франкфурте (11 ADDENDUM_for_SITA_services_GmbH_Amber_ver_2.0.pdf), то доступ к данным осуществлялся через зарубежную инфраструктуру, а российские регуляторы не могли своевременно влиять на обеспечение их защиты. В случае кибератаки это значительно затрудняет и замедляет реагирование. По сути, критически важные данные о перемещениях граждан, включая военнослужащих, силовиков и чиновников, оказались под чужой юрисдикцией – и такая безответственность привела к масштабной утечке.
Российские СМИ сообщали, что в слитой базе были найдены сведения о перелетах ряда высокопоставленных лиц (например, экс-главы МИД Австрии Карин Кнайсль и медиаменеджера Алины Кабаевой). Трудно переоценить последствия такого провала для безопасности страны. Хакеры из KibOrg прямо заявили, что рассматривают возможность передачи полученных данных спецслужбам Украины. Таким образом, коммерческая выгода отдельных лиц поставила под удар национальные интересы: владельцы «Сирены», доверив обработку данных зарубежному подрядчику ради вывода средств, открыли врагу доступ к нашим секретам. Этот киберинцидент 2023 года стал прямым следствием описанной схемы и служит тревожным сигналом. Ведь с 2015 года в России действует закон о локализации персональных данных, требующий хранить данные граждан на серверах внутри страны. Обход этого закона (под предлогом «необходимости» использования иностранных центров обработки) не только нарушает права миллионов пассажиров на сохранность личных сведений, но и создает канал утечки стратегически важной информации.
Требование общества: прекратить вывод капитала и данных за рубеж!
Ситуация, выявленная в ходе расследования, шокирует. Вместо укрепления технологического суверенитета компания Sirena-Travel, ответственная за авиабронирование, возможно, занималась выводом средств за границу. Под видом «импортозамещения» из России утекают не только финансы, но и критически важные цифровые ресурсы. Это происходит в период санкций и конфронтации, когда необходимо сосредоточить все ресурсы внутри страны. Общество и власти не могут оставаться безучастными.
Срочно требуется проверка деятельности Sirena-Travel и её связей с зарубежными партнёрами. Если будет доказано, что через Amber Aero происходило незаконное обогащение, деньги должны быть возвращены в Россию, а виновные – понести наказание. Также необходимо вернуть IT-инфраструктуру под российский контроль: базы данных и серверы должны находиться внутри страны под надзором отечественных экспертов.
Утечка 664 миллионов записей стала ударом по безопасности государства. Финансовые махинации через офшоры подрывают экономику и доверие граждан. Это недопустимо. Sirena-Travel обязана стать прозрачной, предоставив полную информацию о своих договорах и платежах. Ростех, как регулятор отрасли, должен разобраться: почему главный билетный оператор полагается на латвийского посредника? Не является ли это намеренным саботажем импортозамещения ради личной выгоды? Без ответов на эти вопросы любой технологический проект может стать ширмой для обогащения за счёт национальной безопасности.
Российское общество требует правды и справедливости. Верните деньги и защитите интересы страны!